Поиск

Соседи
Страница 3

Вопросы торгово-инвестиционного сотрудничества решаются в рамках смешанной межправительственной комиссии, созданной в 1997 г., которая заседает ежегодно, поочередно в ЮАР и Австралии. Существует также соглашение о сотрудничестве между высшими экономическими ведомствами двух стран. Инициатива Австралии по заключению соглашения о взаимной защите и поощрении инвестиций пока не реализована. Зато в 1998 г. Канберре удалось вовлечь ЮАР в Кернскую группу.

Аспекты экономической и инвестиционной политики стран ЮЧТО. Уровень экономического развития островных государств Южной части Тихого океана сильно дифференцирован. Вместе с тем, все страны региона характеризуются рядом экономических особенностей: малочисленностью населения, ограниченностью ресурсной базы (природных ресурсов, капитала и рабочей силы), малой территорией суши. Эти страны расположены в отдалении от крупных мировых финансовых и промышленных центров, и ни одна из них не является промышленно развитой.

Экономики стран ЮЧТО находятся в высокой степени зависимости от иностранного капитала, который поступает в регион главным образом в виде гуманитарной и финансовой помощи со стороны США, Японии, Австралии и Новой Зеландии. В последнее время, однако, в субрегионе все сильнее проявляется тенденция стремления стран к экономической независимости от «стран-доноров», что обусловливает потребность привлечения иностранного капитала.

Для многих островных государств ЮЧТО создание привлекательного инвестиционного климата стало сегодня первоочередной и, вместе с тем, крайне непростой задачей. Правительства, с одной стороны, стремятся сохранить без изменения основы традиционного уклада жизни, обычаи своих народов, учесть экологическую составляющую внутренней политики. С другой стороны, эти стремления необходимо сбалансировать с объемом привлечения иностранного капитала с целью увеличения занятости местного населения, развития социальной сферы и других отраслей национальной экономики.

Инвестиционная политика стран ЮЧТО сильно различается, но в целом является стимулирующей. Пожалуй, только Республика Науру не имеет специальных мер содействия для иностранных инвесторов. Это объясняется сравнительно высоким уровнем дохода на душу населения, благодаря экспорту фосфатов и доходам от инвестиций, произведенных ранее. Дальнейшее увеличение объема инвестиций в Науру затруднено в связи с чрезвычайно малой территорией этого островного государства и малочисленностью его населения.

На состоявшейся в 1997 г. в г. Кэрнсе (Австралия) встрече министров экономики стран ЮЧТО был принят региональный план мероприятий в сфере экономической политики. Этот план включает в себя комплекс мер по экономической и институциональной реформе с целью привлечения финансовых ресурсов в субрегион и стимулирования торговли как внутри ЮЧТО, так и с промышленно развитыми странами. Островные государства практикуют различные подходы к оценке привлекательности зарубежных инвестиций. В некоторых их них действуют перечни приоритетных отраслей и направлений инвестирования. В других применяется индивидуальный подход к оценке привлекательности каждого проекта.

Меры стимулирующей экономической политики в странах ЮЧТО включают в себя, в частности, освобождение инвесторов от импортных таможенных пошлин (Фиджи, Республика Маршалловы Острова, Соломоновы Острова, Тувалу, Самоа), налоговые льготы (Кирибати, Ниуэ, Острова Кука), беспошлинный доступ произведенных в стране товаров на рынок США (ФШМ), правительственную поддержку отдельных проектов (Кирибати). В Республике Островов Фиджи предоставляется статус свободной экономической зоны или «свободной от налогообложения фабрики», периодически проводятся «налоговые каникулы». В Королевстве Тонга предусмотрена зашита от конкуренции со стороны других иностранных инвесторов на первом этапе реализации проекта. Вануату практически является свободной экономической зоной: здесь нет подоходного налога, налога с корпораций, налога с продаж и налога на прибыль. В ПНГ льготы иностранным инвесторам предоставляются при условии обучения местного населения, исследования рынка страны и перспектив инвестирования в отдельных отраслях.

Страницы: 1 2 3 4 5