Проблемы и перспективы миграционной политики Французской Республики на
современном этапеСтраница 1
К концу
XX
в. проблема иммиграции во Франции стала набирать все большую остроту. К 1974 г. закончились 30 славных лет свободной иммиграции – на пост президента Пятой республики взошел Валери Жискар д’Эстен, находившийся у власти с 1974-1981 гг. Политика Валери Жискар д’Эстена в области иммиграции характеризуется строгим контролем въезда, пребывания и поощрением добровольного возвращения иммигрантов в страны происхождения.
Современный этап формирования миграционной политики Франции включает в себя два основных периода: с 1974-1990-ые гг., и наше время (
XXI
в.)
Характерные черты первого периода целиком отражают политику нового президента Французской Республики. Было решено приостановить иммиграцию рабочих (до 1977 г.) и их семей за исключением граждан Европейского сообщества (до 1975г.). Из-за негативного восприятия стран Магриба таких ограничений Франции пришлось пересмотреть свое решение. Вновь разрешенная иммиграция повлекла за собой соответствующие последствия: к 1976 г. иммигранты составляли 7% французского населения, из которых 22% португальцев, 21% алжирцев, 15% испанцев, 13% итальянцев, 8% марокканцев, 4% тунисцев, 1,5% турок, 2,3% негров61 .
Середину 1980-ых гг. застала многочисленная безработица, включавшая в свою армию впервые выходившую на рынок труда молодежь. Правительство Франции, стремившееся наладить экономическую ситуацию в стране, вносит некоторые изменения в Постановление от 2 ноября 1945 г.: причинами для высылки служили теперь не только нелегальный въезд, но и непродленный вид на жительство. Изменения также предусматривали немедленную депортацию и арест до семи дней, если она невозможна. Несмотря на то, что 10 мая 1981 г. Франсуа Миттеран был выбран президентов Франции и в октябре того же года было издано 3 закона, уравнивающих иммигрантов и коренное население в области занятости, образов
a
ния, культуры и обеспечении жильем, в 1983 г. начались агрессивные выступления французов против мигрантов.
Только продуманная политика в области занятости сможет смягчить враждебность коренного населения к иммигрантам. В этих условиях, большинство стран Западной Европы принимают новую стратегию занятости населения, основанную на концепции нового общества.
Главной целью новой концепции было развитие человеческих ресурсов и повышение производительности человеческого потенциала в рамках глобального общества. Поэтому в 90-ые гг. Францией стало широко использоваться законы ЕС о статусе иммигрантов и их семей и приведение французского законодательства в соответствие с европейским. Но данная концепция все равно не позволяет решить проблему безработицы в условиях постоянно прибывающих иммигрантов.
Решающим шагом стало подписание Шенгенских соглашений, что в свою очередь ужесточает контроль на внешних границах, и подписание Маастрихтского договора о создании Европейского союза, согласно которому каждая страна имеет право самостоятельно решать проблему иммиграции. Французская Республика в рамках данного договора обязалась каждый год депортировать по 20 тыс. африканцев62.