Поиск

Водный транспорт

Возможности речного транспорта ограничены. Используется только водный путь от г. Кызыла до п. Тоора-Хем для завоза технических грузов, топлива и продовольствия в населенные пункты, где отсутствуют другие виды транспорта. Водный путь от Кызыла до створа Саяно-Шушенской ГЭС по Саяно-Шушенскому водохранилищу не используется, т.к. плотина ГЭС не оборудована судоподъемными устройствами.

В настоящее время сложилась ситуация, когда русло реки Б. Енисей и, соответственно судовой ход переформировались в результате гидрологических особенностей реки (сильные течения, ледовый режим). Судовой ход на ряде участков реки не соответствует содержанию лоцманской карты от с. Тоора-Хем до г. Кызыл, изданной в 1978 году, что крайне затрудняет обеспечение безопасных условий судоходства грузового и пассажирского флота.

Осуществление увеличения грузо- и пассажироперевозок речным транспортом в Республике Тыва во многом зависит от наличия судов, их технического состояния и судоходной обстановки, на что в последние годы не уделялось внимания.

В республике сегодня действуют два частных предприятия, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов водным путем, имеющих на балансе 2 пассажирских теплохода «Заря» и 4 грузовых теплохода.

Одной из причин сокращения объемов перевозок является отсутствие новой лоции и невыполнение дноуглубительных работ, что ставит перевозки в зависимость от погодных условий. Данные мероприятия по проведению в нормативное состояние речного фарватера включены в республиканскую целевую программу «Модернизация транспортной системы Республики Тыва на 2009-2016 гг.»

В 2003 предполагалось строительства водного пути г. Кызыл – г. Саяногорск (Хакасия) по разработке Усть-Элегестинского месторождения коксующегося угля. По замыслу специалистов Ленгидроречтранса, уголь на паромах будет доставляться до Саяно-Шушенского водохранилища, затем на буксирах – до реки Джой, а далее – автомобилями до железнодорожной станции Аскиз, зимой будут использоваться только автомобили. Таким образом планировалось вывозить до 3-5 миллиона тонн груза в год.

Для решения существующих проблем транспортной отрасли, Министерством дорожно-транспортного комплекса и связи Республики Тыва разработана Концепция транспортной политики Республики Тыва, утвержденная постановлением Правительства РТ от 30 декабря 2007 года № 1114 и проект республиканской целевой программы «Модернизация транспортной системы Республики Тыва на 2009-2016 гг», который вынесен на рассмотрение экспертного Совета при Правительстве Республики Тыва.

Проектом Программы предусмотрено:

· приведение в соответствие содержания лоцманской карты от с. Тоора-Хем до г. Кызыла;

· увеличение сроков навигации;

· реконструкцию объектов транспортной инфраструктуры, повышение ее технической оснащенности.

Вследствие этого необходимо провести работы руслоизыскательской партии на р. Б. Енисей, а также работы по дноуглублению ремонтно-отстойного пункта Кызылского прорабства, укреплению дамбы для безопасного отстоя судов во время весенних паводков.

Проведение дноуглубительных работ позволит увеличить безопасность перевозки пассажиров и грузов речным транспортом в труднодоступный населенный пункт республики, а также продлить сроки навигации на 20 дней, что увеличит провозную способность до 18 процентов.