Поиск

Заключение

Атласы как целостные картографические произведения представляют собой набор карт определенной тематики, выполненный в едином масштабе или масштабах, проекции, единообразно оформленных и согласованных.

Говоря о тенденциях развития, хочу подчеркнуть один фундаментальный, с моей точки зрения, принцип: картографическое образование должно быть в определенном смысле консервативным. Это объясняется необходимостью освоения всех знаний, накопленных в данной предметной области. Конечно, объем знаний растет, некоторые разделы (подобласти) знания отходят на второй план или становятся неактуальными, но в целом все они образуют фундамент любых инноваций. Перефразируя классика марксизма, можно сказать, что стать специалистом в картографии, можно только овладев всей суммой знаний, которые накопило в этой области человечество. Перестройки и ломки, по моему твердому убеждению, противоречат духу высшего образования. Нововведения, должны идти только за счет развития научных школ, новое возникает «не в отмену старому», а вузовское знание прирастает, главным образом, за счет накопления и добавления нового к уже известному. Оно расширяется и уточняется, а не перестраивается. Применительно к картографическому образованию это особенно актуально, поскольку лавинообразное развитие электронных технологий сделало составление карт относительно доступным. К привлекательным технологиям обратились люди, не имеющие достаточного и даже какого-либо картографического образования, некоторые дизайнерские фирмы, не владеющие элементарными правилами картографической семиотики, пренебрежительно относящиеся к географическому содержанию карт и атласов. Картографические «субпродукты» заполонили рынок, и этому не в силах воспрепятствовать даже ужесточение требований к лицензированию картографо-геодезической деятельности. Знание традиционной картографии, истории ее идей и методов позволяет использовать прошлый опыт на пользу современной компьютеризации, дать новую жизнь традиционным достижениям обретают, возродить веками наработанные методики и применить их для решения инновационных задач. Самый яркий пример - глобусы, которые получили второе рождение при создании планетарных информационно-картографических систем типа Google Earth и «Цифровая Земля».