НаселениеСтраница 2
С 12 в. немногочисленная часть армян стала признавать верховенство Римской католической церкви и Папы Римского. В 1740 поддерживаемые доминиканскими миссионерами Ордена Иисуса (иезуитов) они объединились в Армянскую католическую церковь с патриаршей резиденцией в г. Бейрут (Ливан). Как и Армянская апостольская церковь, она принадлежит к числу восточных церквей, обряды и литургия которых совершаются на армянском языке. В период существования СССР Армянская католическая церковь подвергалась преследованиям, и только в 1991 в Армении вновь был открыт католический ординариат в г. Гюмри (бывший Ленинакан). В настоящее время в стране насчитывается 180-220 тыс. армян-католиков, которые населяют в основном северные районы Армении.
Распространению протестантизма среди армян способствовали американские миссионеры-конгрегационалисты, прибывшие в Армению из Бостона в 1830. Были созданы и существуют до настоящего времени много армянских протестантских конгрегаций, которые проводят миссионерскую деятельность. В Армении действуют пятидесятники (ок.25 тыс. чел), Свидетели Иеговы (ок.7,5 тыс. чел), Армянская евангелическая церковь (ок.5 тыс. чел), христиане-харизматы (ок.3 тыс. чел), евангельские христиане-баптисты (ок.2 тыс. чел) (см. БАПТИЗМ), Церковь Иисуса Христа святых судного дня (мормоны; от 1,5 до 2 тыс. чел), адвентисты седьмого дня (0,8 тыс. чел). Из других христиан представлены несториане, которые близки по своим догматам к монофизитам (ок.6 тыс. чел) и молокане (ок.5 тыс. чел) - представители одного из течений духовного христианства в русском старообрядчестве. Православные в Армении подчинены Московской патриархии, однако по численности они уступают молоканам. Большая часть живущих в Армении православных и молокан сосредоточены на севере страны, в то время как большинство протестантов населяют крупные города.
Среди курдов довольно значительную общину образуют езиды (йезиды), религиозные верования которых включают элементы зороастризма, ислама и анимизма (см. также КУРДЫ И КУРДСКИЙ ВОПРОС). Йезиды населяют, прежде всего, сельские районы в горах Арагаца, к северо-западу от ЕреванА. Согласно данным переписи населения в 1989 их количество достигало 51,9 тыс. чел., но по последним оценкам, оно составляет 30-40 тыс.
В период существования Советского Союза ислам в Армении был распространен в основном среди азербайджанцев и курдов, однако в результате карабахского конфликта большинство мусульман было вынуждено оставить страну. Наиболее крупная мусульманская община, включающая курдов, иранцев и выходцев из стран Ближнего Востока, в настоящее время сохранилась только в Ереване. Мусульманская курдская община, прежде всего в районе Aбовяна, насчитывает всего несколько сотен человек, большинство из них принадлежат к суннитам шафиитского толка. На востоке и севере страны, главным образом в приграничных селениях, живут небольшие группы мусульман-азербайджанцев, а в городах насчитывается более 200 чел. бехаитов.
В Армении существуют также немногочисленные кришнаитская и языческая общины. Насчитывается также 0,5-1 тыс. последователей иудаизма. Отношение в обществе к большинству религиозных меньшинств двойственное. Конституция гарантирует свободу вероисповедания, в т. ч. право исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой, а существующее законодательство устанавливает разделение церкви и государства. В настоящее время в Армении действует 57 религиозных организаций, открыты синагога, а также церкви и молельные дома различных религиозных меньшинств. Вместе с тем, за Армянской апостольской церковью законодательно закреплен статус национальной церкви армянского народа, а также наложены определенные ограничения (например, запрет на прозелитизм) на религиозную свободу представителей других конфессий.