Поиск

Выводы и предложения
Страница 1

На восточном склоне Урала, в том числе в пределах транспортного коридора «Урал Полярный – Урал промышленный», сосредоточена подавляющая масса твердых полезных ископаемых территории ХМАО – Югры и ЯНАО. Эта в горнорудном и промышленном отношении территория не освоена, минерально-сырьевой потенциал ее слабо разведан.

К настоящему времени геологические запасы доведены до промышленных категорий лишь по некоторой части сырьевого потенциала (бурые угли, кварцевое сырье, золото, цеолиты и др.).

Территория ХМАО – Югры имеет определенные благоприятные перспективы на выявление промышленных объектов марганцевых и хромовых руд – остродефицитного сырья для всей России. Значительно выше ее перспективы по дефицитным для промышленного Урала железным высококачественным рудам, рудам цветных металлов, бентонитовым глинам и другим полезным ископаемым. В условиях недостаточной изученности можно существенно прирастить в недрах рудный потенциал за счет открытия новых месторождений нетрадиционных и неизвестных ранее геолого-промышленных типов в недрах территории.

Минерально-сырьевой потенциал Уральской части ХМАО – Югры весьма значителен, общая валовая потенциальная стоимость твердых полезных ископаемых в недрах определена в 320,7 миллиардов долл. в ценах 2007 г., извлекаемая ценность продукции может составить несколько десятков миллиардов долларов.

В настоящее время на территории ХМАО – Югры ведется только добыча россыпного золота в долине р. Няртаю в количестве до 160 кг в год; рудного золота на Хальмерьинском ОАО РЭП «Березовское» до 440 кг в год; жильного кварца рядом с поселком Усть-Пуйва Березовского района в объемах 20 тыс. т, из которых кварцевого концентрата 9,2 тыс. т; бурого угля Борисовского участка Люльинского буроугольного месторождения, представленным ЗАО «Российская трансконтинентальная финансово-промышленная корпорация» до 90 тыс. т. Развертыванию добычи полезных ископаемых в регионе препятствует недостаточная геологическая изученность территории, отсутствие наземных транспортных коммуникаций и централизованного электроснабжения. Со строительством железнодорожной магистрали развитие минерально-сырьевой базы округа резко возрастет. Конъюнктура внешнего и внутреннего рынков минерального сырья также благоприятна для развития производства черных и цветных металлов. Цены на минеральное сырье по многим видам за последние два года значительно выросли и тенденция на повышение прогнозируется некоторыми экспертами рынков.

Обеспеченность металлургии Урала местным железорудным сырьем составляет около 35%, медным концентратом – 50%, цинковым – 70%, никель-кобальтовыми рудами – 30–40%, энергетическим углем – около 17%. Отсутствуют коксующиеся угли, практически нет хрома, марганца, редких элементов; не хватает стекольных песков, качественных каолиновых и бентонитовых глин и некоторых других видов сырья. Все эти виды твердых полезных ископаемых в скором времени могут быть выявлены и на территории ХМАО – Югры.

Интенсификация работ по освоению природных богатств восточного склона Урала продиктована временем и направлена на переход Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от неустойчивого моносырьевого экономического развития к стабильному полиминеральному. При прохождении транспортного коридора вдоль восточного склона Урала возникают благоприятные условия для освоения природных ресурсов западной части округа, до настоящего времени практически неосвоенной. Массовыми грузами могут быть потенциально крупные сырьевые ресурсы будущих горнорудных предприятий по добыче бурых, частично каменных углей, железных и медных руд, бокситов, бентонитовых глин и др. Общие объемы перевозок могут достигнуть в 2010 г. до 22 млн. т, в 2015 г. – до 35 млн. т.

Освоение минеральных ресурсов региона на период до 2015 г. предусматривается в два этапа. На первом этапе – намечается добыча в относительно небольших объемах кварца, бентонитов, золота, цеолитов, углей для местных нужд. Выпуск товарной продукции при этом может составить в 2010 г. 67,3 млн. долл.

На втором этапе с 2011 г. при строительстве железной дороги, обеспечивающей связь региона с промышленным Уралом, намечается освоение месторождений углей, железных руд, медноцинковых и хромовых руд. Выпуск товарной продукции при этом достигнет в 2015 г. – 473 млн. долл. Это обеспечит высокий грузооборот будущей железнодорожной магистрали.

Представленные в работе перспективные технико-экономические показатели свидетельствуют о достаточно высокой эффективности освоения месторождений Уральской части ХМАО – Югры.

В работе рассмотрены возможные варианты трассы железной дороги ст. Обская – ст. Полуночная по восточному склону главного Уральского хребта. Предлагается трассу провести по предгорьям хребта возможно ближе к местам расположения месторождений и проявлений полезных ископаемых, стоимость железной дороги составит около 60 млрд. руб.

Страницы: 1 2