Поиск

Экономико-географическое положение
Страница 1

Экономико-географическое положение (ЭГП) России – это положение страны на экономической карте мира и, прежде всего по отношению к мировым торговым путям. Возможности ЭГП России во многом определяются ее транспортно-географическим положением, претерпевшим огромные изменения.

РФ – самое крупное по площади государство мира – 17,1 млн. кв. км (1-ое место – Канада – 9,98; затем Китай – 9,6; 4-ое место – США – 9,4 и 5-ое место – Бразилия – 8,5 млн. кв. км). РФ занимает северную и северо-восточную части материка Евразия (1/3 России – в Европе, 2/3 – в Азии). На долю северной России приходится 11 млн. кв. км и 10 млн. человек.

Пределы территории России очерчены в основном морскими рубежами — из общей протяженности ее границ (58,6 тыс. км) более 2/3 морские (44,3 тыс. км) и лишь 1/3 сухопутные (14,3 тыс. км).

Морские границы проходят на расстоянии 12 миль (22,2 км) от побережья, далее идет 200-мильная (370 км) экономическая зона. Наибольшую протяженность морские границы России имеют на Северном Ледовитом океане, где они отделяют российский сектор Арктики (по меридианам, проходящим через крайние — западную и восточную — точки страны) с расположенными в нем островами (Земля Франца-Иосифа, Новая Земля, Северная Земля, Новосибирские острова, остров Врангеля) от канадского, норвежского и американского (США) секторов. На востоке граница России проходит по морям Тихого океана: на северо-востоке по Берингову проливу она является разделительной линией между Россией и США, а на юго-востоке по проливу Лаперуза (между островами Сахалин и Хоккайдо) и Кунаширский (между островами Кунашир и Хоккайдо) - между Россией и Японией.

Границы, проходящие по акваториям Балтийского, Черного и Азовского и Каспийского морей, невелики по протяженности, но очень важны для России не только с точки зрения ее присутствия здесь как морской державы, но и возможных контактов со странами, расположенными в пределах и за пределами этих бассейнов. В частности, по Балтийскому морю идет кратчайший путь в Атлантический океан, пролегают самые удобные морские пути между Россией, Польшей, Литвой, Германией и другими странами, имеющими выход в Балтийское море; по Черному морю осуществляются внешнеторговые сообщения с Украиной, Грузией, Турцией, Болгарией и Румынией» а по выходу из него (через проливы Босфор и Дарданеллы) — со средиземноморскими странами и др.; по Каспийскому морю, Россия имеет прямой выход к Туркмении и Ирану. На западе и юге государственная граница страны проходит в основном по суше. Сухопутная граница разъединяет Россию с 14 странами: на северо-западе — с Норвегией и Финляндией, на западе — с Эстонией, Латвией, Литвой, Польшей (с последними двумя странами непосредственно граничит Калининградская область — анклав России на Балтийском побережье) и Белоруссией, на юго-западе — с Украиной, на юге — с Грузией, Азербайджаном и Казахстаном, на юго-востоке — с Китаем, Монголией и Корейской Народно-Демократической Республикой, Самая большая по протяженности сухопутная граница — с Казахстаном (7 200 км), затем с Китаем (4 350 км) и Монголией (3 400 км), самая короткая — с КНДР (17 км). Сухопутные границы проходят по естественным рубежам — равнинам, горам, рекам и пр. Большая их часть (Русская или Восточно-Европейская равнина - на границе со странами Балтии, Белоруссией, Украиной; Прикаспийская и Западно-Сибирская низменность - на границе с Казахстаном; реки Уссури, Амур, Аргунь и озеро Ханка — на границе с Китаем и др.) не создает преград для перемещения людей и грузов, напротив, даже благоприятствуют этому. Небольшие трудности в этом плане возникают у России с Грузией, Азербайджаном и Монголией, границы, с которыми в основном проходит по горной местности (по горам Большого Кавказа, Алтая, Саянам, Яблоновому хребту). Однако трудности эти легко преодолимы — на этом участке границы проложены автомагистрали (Военно-Грузинская дорога от Владикавказа через Крестовый перевал до Тбилиси; Чуйский и Кяхтинский тракты, связывающие Россию с Монголией, и др.) т железнодорожные линии (Махачкала — Баку, Заудинский - Наушки и Борзя - Соловьевск для перевозки грузов в Монголию и обратно и др.), а связь с Грузией и Азербайджаном удобно поддерживать и морем. Не случайно Россия по всему периметру своих сухопутных границ еще с давних времен активно взаимодействует с сопредельными странами.

Страницы: 1 2