Поиск

Роль промышленного освоения Приполярного Урала для Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
Страница 2

Проведенная оценка возможных поставок сырья на Урал из ХМАО учитывает величину ресурсного потенциала, потребности промышленных предприятий Урала, пропускную способность предполагаемой железной дороги.

Согласно расчетам, в начальные этапы освоения такие поставки могут составить: по углям – до 17 млн т, железным рудам – до 3 млн т, по рудам цветных металлов – до 2 млн т в год. Производительность предприятия на Усть-Маньинском месторождении может составить 0,5 млн т бентонитовой и каолиновой продукции [22].

На первом этапе освоения минерально-сырьевой базы, предполагающем, в основном, расширение действующих производств, суммарный объем товарной продукции горных предприятий может составить около 76 млн долл. в год при необходимых инвестициях 50 млн долларов.

В целом необходимые инвестиции в развитие района оцениваются в количестве около 1,5 млрд долл. США, в том числе, порядка 500 млн долл. в горнопромышленный комплекс и 1,0 млрд долл. в создание транспортной сети.

Минерально-сырьевой комплекс горного Урала Ханты-Мансийского автономного округа при инвестировании в него 1,5 млрд долл. США в течении 12 лет способен обеспечить выпуск товарной продукции на сумму порядка 350–400 млн долл. США в год [16].

При этом уже после 5 летнего периода, возможно обеспечить полностью потребность Уральского региона в углях и Свердловской области в железных рудах, а по истечению 15 лет полностью восполнить испытываемый промышленностью Урала дефицит в основных видах сырья – углях, рудах черных и цветных металлов.

Применение современных методов разведки и разработки обеспечит минимальное воздействие на окружающую среду и учтет самые жесткие требования к экологической опасности горного производства.

Помимо твердых полезных ископаемых, ТПК позволит вовлечь в хозяйственный оборот более 10 млн куб. м деловой древесины.

Есть все основания считать, что образующийся Урало-Западно-Сибирский ТПК может быть одним из важнейших в стране на ближайшие десятилетия.

Это определяется:

– имеющимися запасами нефти и газа, определяющими регион в число мировых лидеров по добыче углеводородного сырья;

– наличием многих полезных ископаемых, в том числе имеющих исключительно важное значение для экономики страны;

– реальной возможностью наращивания промышленного потенциала Урала;

– потенциально большим рынком Азии, где мы имеем возможность наращивания технологического преимущества;

– геостратегическим положением региона, особенно при реализации им важного пространственного положения в общенациональной транспортной системе (формирования транспортных коридоров не только «запад-восток, но и «север-юг»).

Создание нового Урало-Западно-Сибирского ТПК стало уже стратегически важной задачей для России. Она требует скорейшего решения на федеральном уровне, так как на ресурсной базе данного района возможно формирование производств мирового значения.

Кроме того, ускоренное развитие современной транспортной инфраструктуры сделает производимую здесь продукцию более конкурентноспособной на мировом рынке.

Усиливающим фактором к вышеизложенной позиции нужно так же считать и стратегическое положение рождающегося ТПК между Востоком и Западом. Вследствие этого район становится все более значимым с позиций участия Российской Федерации в международной экономической кооперации и системы мирового разделения труда, где роль транспорта также относится к одному из определяющих факторов развития территорий.

На это же направлено и подписанное 6 субъектами Федерации (Свердловской, Пермской, Челябинской областей, Республики Коми, ЯНАО, ХМАО – Югры) «Соглашение о сотрудничестве в комплексном промышленном освоении Приполярного и Полярного Урала на основе опережающего развития транспортной и энергетической инфраструктуры» [38].

Нарождающийся новый экономический район, помимо развития отечественной минерально-сырьевой базы в интересах промышленности Урала, одновременно обеспечивает связь северных территорий с промышленно и социально освоенными территориями России. Это может служить эффективной моделью формирования государственной промышленной и социальной политики в освоении российского Севера.

Реализация проекта будет способствовать повышению эффективности использования экспортного потенциала Урала и Западной Сибири, Российской Федерации в целом.

Перспективный вектор экспортных грузопотоков по линии Север – Юг – сырьевые ресурсы Полярного и Приполярного Урала, сжиженный природный газ, деловая древесина, строительные материалы – в Индию, Китай, кварцевый концентрат в Японию, сжиженный газ в Европу.

Перспективный вектор экспортных грузопотоков по линии Юг – Север (при достройке железной дороги Обская – Бованенково – порт Харасавэй с выходом на трассу Северного морского пути) – экспортная продукция перерабатывающей промышленности Урала, Сибири, лес и лесоматериалы Ханты-Мансийского автономного округа, Свердловской области.

Страницы: 1 2 3