Поиск

Россия между Европой и Азией, Западом и Востоком

Расположение территории России на двух континентах оказало огромное влияние на развитие российской истории. Спор о том, принадлежит ли Россия европейской или азиатской цивилизациям или является самобытной цивилизацией, идет не одно столетие и конца ему не видно.

Киевская Русь испытывала значительное византийское влияние, особенно после принятия христианства. Древнерусское государство, особенно Великий Новгород, считало себя частью европейского мира, стремилась занять в нем достойное место, и преуспело в этом стремлении. После распада Киевской Руси часть русских земель оказалось под властью Золотой Орды, другая часть в Литовско-Польском государстве, примкнувшем к европейскому миру. Это первое раздвоение исторической судьбы восточно-славянских народов превратился в постоянный фактор геополитики с XIII по XX вв. при всей противоречивости оценок татаро-мангольского влияния на российскую историю, несомненно одно: присоединение Казанского, Астраханского и Сибирского ханств радикально изменило геополитическое положение России в мире. Она стала крупной державой мира, в ее руках оказались важные стратегические пути, соединявшие Европу и Азию, Россия стала не только европейской, но и азиатской страной.

Однако московские князья, собрав к концу XVв. Большинство русских земель в единое государство, избавившись от золотоордынского подчинения, не провозгласили себя наследниками Золотой Орды или частью Европы. Они нашли свой вариант обоснования нового геополитического статуса Москвы в мире на свет появилась идеология «Москва – третий Рим», утверждая, что все православные царства сошлись в Московском государстве, которое стало «третьим Римом», а четвертому Риму не бывать. В идее старца Филофея содержались и мессианские молитвы: бог избрал российское государство и его царей в качестве наследника Византии, центра православного мира, его хранителя и защитника. Эта идея легла в основу реальной политики России.

Многовековая борьба против католической Европы, Османской империи и осколков татаро-монгольской державы проходила под флагом защиты православия.

С середины XVI в. новое раздвоение России: географически она движется в сторону Азии, а в культурном отношении тянется к Европе, несмотря на враждебное отношение ее к московскому государству.

Особенности геополитического положения России требовали синтеза восточного и европейского цивилизационных начал, поэтому в истории России ощущается их борьба, усиление одного начало и ослаблении другого, их взаимовлияние и переплетение, иногда удачное, иногда уродливое. Эти особенности геополитического положения и цивилизационного развития недостаточно учитывались или вовсе игнорировались при осуществлении модернизации России. Все проекты реформ в России , начиная от ПетраI до Столыпина, имели европейское происхождение и ставили своей целью догнать Европу в экономической, культурной и других сферах. Признавая силу и мощь России, Европа рассматривала ее как варварскую, дикую, нецивилизованную, не Европейскую страну, сопротивлялась расширению российского влияния в Восточной и Юго-Восточной Европе. Последствия модернизации внутри страны были более противоречивыми и даже трагичными. Начиная с петровских реформ, российское общество все более разделялось в своем отношении к европейским ценностям. Верхи общества становились все более европейскими, преклонялись перед Западом, а низы воспринимали все европейские нововведения как чужие, враждебные, ненужные.