Поиск

История освоения и динамика развития хозяйства Андских стран
Страница 3

Докерамический период, аналогично Мезоамерике, стал временем, когда наиболее удобные области Анд активно осваивались кочевыми и полуоседлыми группами людей, занимавшихся охотой, собирательством, морским промыслом, примитивным земледелием, изготовлением различных орудий труда. В последующие – Начальный период и Раннюю фазу – в Андах появляется ряд высокоразвитых культур, занимавшихся монументальным строительством, созданием мегалитических скульптур, изготовлением сложнофигурной и полихромной керамики. К таковым можно отнести культуру Чавин, появившуюся в долине реки Мараньон на севере Перу в X в. до н. э. и просуществовавшую вплоть до III в до н. э. Эта культура известна по грандиозному храмовому комплексу Чавин-де-Уантар, построеноому по П-образной схеме, традиционной для того времени. Возможно, что в IV–III вв. Чавин стал самым сильным политическим образованием в Перу и достиг уровня государства. Однако затем последовал ее постепенный упадок и в первых веках нашей эры в Андах появились новые культурные традиции.

В Ранний переходный период в I в. н. э. на засушливом южном побережье Перу возникает своеобразная культура Наска. Культура приобрела известность не благодаря крупным городам и постройкам, каковых обнаружено совсем немного, а необычным памятникам – геоглифам, гигантским рисункам, выполненным на земной поверхности. Это могли быть и простые прямые линии длинной до нескольких сот метров и фигурные изображения животных и птиц. Рисунки были настолько большими, что их удалось заметить только с самолетов. Искатели дешевых сенсаций быстро причислили эти необычные памятники к следам деятельности инопланетных пришельцев, однако геоглифы имели вполне земное происхождение. В то время как многие народы древности возводили колоссальные храмы для поклонения своим божествам, индейцы Наска сооружали на земле дорожки сложной формы, по которым проходили ритуальные процессии, посвященные богам. И благодаря засушливому климату они сохранились очень хорошо.

В то же самое время в начале I тыс. н. э. на северном побережье Перу, среди обширных речных оазисов появляется великолепная культура мочика. Мочика стали известны, прежде всего, своей потрясающей керамике. Они научились делать сосуды сложной формы, с тонкими горлышками и изящными ручками, изображающие скульптурные портреты и фигуры правителей, животных, птиц, различные плоды и здания. При этом мочика изготавливали свои сосуды в очень больших количествах, сравнимых, пожалуй, с керамическим производством Древней Греции. Многие сосуды были покрыты росписями, из которым мы много знаем от религии, мифах и истории мочика. При помощи простых ткацких станков мастера мочика изготавливали великолепные ткани из хлопка и шерсти лам. Одна из самых выдающихся археологических находок культуры мочика была сделана в городище Сипан на северной оконечности побережья Перу. Там была обнаружена группа пирамид, построенных из кирпича-сырца, в которых археологи открыли несколько совершенно не тронутых грабителями погребений, принадлежавших правителям мочика. В гробницах найдено множество великолепных изделий из золота, серебра и меди – украшения и регалии власти, ритуальные предметы. По своему богатству захоронения Сипана могут сравниться, пожалуй, только с гробницами египетских фараонов. Постепенно в VII в. культура мочика стала клониться к упадку и в VIII в. прекратила свое существование.

В VI–VII вв. на смену культурам мочика и наска приходят крупные государственные образования Уари – в центральном и северном Перу и Тиуанаку – на юге в области озера Титикака. Это были сложные политические образования, которые по своей структуре напоминали Теотиуаканское государство в Мезоамерике – вокруг политико-экономического центра формировалось ядро государства, которое постепенно обрастало периферией, путем подчинения соседних племен и создания административных центров и торгово-военных опорных пунктов. В государстве, таким образом, отсутствовала жесткая централизованная система управления, но в течение определенного периода поддерживался контроль над обширной территорией. В рамках государств Уари и Тиуанаку распространялись общие экономические связи и насаждались единые культы божеств. Правители Уари начали строительство сети дорог, проводили политику переселения покоренных племен для освоения новых земель, создали особую систему фиксации информации – «узелковое письмо». Таким образом, мы имеем дело с примерами создания ранних держав в рамках Андской цивилизации, которые, впрочем, не отличались внутренней прочностью. Достигнув к IX в. пика своего расцвета, к XI в. государства-соперники постепенно приходят в упадок и им на смену приходят новые государства.

Страницы: 1 2 3 4