Краткая характеристика истории города
В VIII веке до н. э. на месте существовавшей здесь ранее неолитовой стоянки возник фракийский город. Захватившие его в I веке нашей эры римляне дали ему название Сердика по имени населявшего эту местность фракийского племени. В I—IV веках Сердика — столица римской провинции Фракия. Он был любимым городом императора Константина I Великого (306—337 г.) Императорский двор долгие годы находился здесь и отсюда управлял империей.
История сохранила слова императора: «Сердика это мой Рим», сначала он хотел устроить здесь столицу Римской империи — «Новый Рим», но стратегическое место Византий всё таки победило. В результате религиозной реформы императора Константина I, Сердика становится и местом пребывания епископа. Здесь в 343 г. в соборе св. Софии состоялся Сердикийский собор, которой церковь рассматривает и как продолжение I Никейского собора. В 357 г. римский историк Аммиан Марцеллин определил город как «большой и неприступный».
В V—VI веках во время Великого переселения народов город переживает нашествия гуннов, готов и других варварских племён. В середине VI века, во время правления императора Юстиниана I Великого (527—565 гг.), Сердика возрождается как важный административный центр Византийской империи под именем Триадица. Только в религиозном отношении город был подчинён архиепископству, центром в городе Охриде, где родился сам император Юстиниан.
С 809 года город входит в состав болгарского государства под названием Средец (от лат. Serdica > ст.-слав. Срѣдьць). После восстановления болгарского государства в 1185 г. епископ Средеца возводится в сан митрополита. С конца XIV века по 1870-е годы город, как и вся страна, находится под османским владычеством. Еще в XII—XIII вв. город в общении называли Софией, по имени главного храма — кафедральной св. Софии. (Основанное в первой половине IV в., современное здание восходит к концу того же века, достраивалось несколько раз). Однако в официальных документах под этим названием появляется лишь в конце XIV века.
В 1873 г., после судебного процесса, прошедшего здесь же, в окрестностях Софии был казнён болгарский национальный герой Васил Левский.
После освобождения от турецкого ига и возрождения болгарского государства София становится столицей (1879). Первоочередная заслуга в этом принадлежит профессору Харьковского университета болгарскому историку Марину Дринову, принимавшему деятельное участие в создании нового государства (представители Австро-Венгрии выступали за то, чтоб сделать столицей Велико-Тырново). В результате этого количество жителей Софии растёт очень быстро по сравнению с другими болгарскими городами, в основном вследствие внутренней миграции.