Поиск

Понятие демографического фактора и его место в туризме
Страница 1

Как известно, кроме географической среды необходимым условием существования общества является народонаселение. Народонаселение — это совокупность людей, живущих в определенных странах, частях света или на земном шаре в целом. Оно — предпосылка и субъект исторического процесса.

Ныне на земном шаре проживает около 6 млрд. человек.

Ученых серьезно беспокоит стремительный рост населения нашей планеты. Каждую минуту оно увеличивается на 176 новых жителей, или на 93 млн. человек в год. Сохранение подобной демографической тенденции уже в ближайшие 40 лет приведет к разрушению окружающей среды и упадку экономики.

Естественный процесс воспроизводства человека находится в зависимости от социально-экономических условий. Всякому историческому особому способу производства в действительности свойственны свои особы, имеющие исторический характер законы народонаселения. Так, капитализм, ускорив темпы роста народонаселения, вместе с тем создал относительно избыточное население в виде резервной армии беззаботных, не находящее применения своим силам, лишенное средств существований. Таков закон роста народонаселения при капитализме. Капиталистическое использование техники, автоматизация производства еще более усугубляют его отрицательные последствия [1, c. 235].

Сложились три формы относительного перенаселения:

1) текучее, характеризующееся наличием массы людей, ищущих приложения своему труду, но не могущих его найти;

2) скрытое, выражающееся в неполной занятости населения;

3) застойное, выражающееся в распространении так называемого домашнего труда, т.е. работающих дома на определенные промышленные и торговые предприятия.

В последнее время темпы роста населения в целом резко-возросли (за 65 лет численность населения удвоилась). Однако перед разными странами встают разные проблемы. Так, в Европе и США наблюдается снижение темпов роста населения в угрожающих размерах. Встает задача увеличения численности населения. В "третьем мире" существует диспропорция между количеством рабочих рук и возможностью их использования.

Демографические факторы не принято рассматривать отдельно от социальных факторов. Поэтому ряд специалистов выделяют социо-демографические факторы, которые включают в себя следующие составляющие: возраст, пол, профессия, образование, социальная группа, семейное положение, имущественное положение, состав семьи, регион проживания, город/сельская местность, величина населенного пункта, где живут туристы, род занятий.

Рассмотрим некоторые из этих составляющих более подробно.

1) Возрастная структура

Как известно, в настоящее время растет перспективность для международного туризма людей старших возрастных групп, и в первую очередь группы людей в возрасте «от 50 лет и старше». В основе повышения интенсивности туризма во всех старших возрастных группах лежат следующие причины: -повышение материального благосостояния всех групп общества; -увеличение продолжительности жизни и снижение пенсионного порога; -изменение психологического отношения к старению. В результате, в настоящее время в западных странах достаточно велико количество самостоятельных пожилых людей, которые стремятся к активному наслаждению жизнью и имеют достаточные материальные средства, которые они с большей охотой готовы отдать на собственное потребление, чем оставить в наследство; они считают, что следует не экономить имеющиеся в их распоряжении денежные средства, а тратить их « на красивую жизнь».

Вследствие этого, сейчас в туристическом спросе сформировался новый и очень перспективный сегмент «сениоров»-возрастная группа «от 50 лет и старше», который в будущем, по мнению специалистов, будет оказывать очень существенное влияние на развитие спроса туристических услуг и займет свое выдающееся положение на рынке международного туризма.

2) Структура семьи

Очень актуальной целевой группой современного туристического рынка является и несемейная молодежь до 35 лет так называемые «одиночки». Их доля в крупных промышленных городах и агломерациях оценивается практически в 50% от общей численности населения. Этим людям свойственны, как правило, высокий уровень образования, стремление к успеху в профессиональной деятельности, повышенные требования к комфорту и качеству жизни, индивидуализм. Они уделяют много внимания организации своего свободного времени, стараясь наслаждаться жизнью в полной мере. Соответственно, объем и величина спроса на данном сегменте туристического рынка достаточно велики. И по мнению специалистов в будущем эти показатели будут расти. Очень существенным дополнением к вышеизложенному является тот факт, что по статистике в данной целевой группе очень велико количество одиноких женщин. Так, по некоторым прогнозам, число женщин, совершающих туристические поездки в одиночку, в скором времени будет составлять практически 50% от общего количества путешествующих. И с этим фактом, несомненно, придется считаться туристическим операторам, гостиницам и национальным офисам по туризму, так как, по проведенным опросам, одинокие путешествующие дамы очень ценят высокий комфорт и трепетное к себе отношение. Они уделяют повышенное внимание расположению и обустройству номеров, наличию в них шампуней, скрабов, гелей, проявлению уважения со стороны персонала и личной безопасности.

Страницы: 1 2