Поиск

Перспективы развития интеграционных процессов в арабском мире
Страница 2

Как видно из таблицы в 2000 году наблюдается заметное снижение отношения объема межарабской торговли к общему объему внешней торговли по сравнению с 1990 и 1995 годами с 9,79 % в 1990 году до 9,39 % в 1995 году, до 8,32 % в 2000 году.

В связи с этим следует поощрять создание и возникновение экономических блоков наподобие Совета сотрудничества стран Персидского залива или Союза Арабского Магреба, которые могли бы стать ядром будущего Арабского Общего рынка.

При создании Большой Арабской Зоны Свободной Торговли упор делается на привлечение иностранного капитала, технологий, модернизацию промышленности, повышение квалификации рабочей силы.

Помимо названных целей создание Большой Арабской Зоны Свободной Торговли можно увязать с тремя основными задачами:

- стимулированием промышленного экспорта и получением на этой основе валютных средств;

- ростом занятости;

- превращением зоны в полигоны по опробованию новых методов хозяйствования, формированием полюса роста национального хозяйства.

Существует расхожее мнение, что страна или страны, не желая полностью открывать свою экономику иностранному капиталу или повсеместно использовать особый инвестиционный климат, использует частичную, локальную открытость в виде специальной зоны.[48]

Общей характерной чертой БАЗСТ должно стать наличие благоприятного инвестиционного климата, включающего в себя таможенные, финансовые, налоговые льготы и преимущества по сравнению с общим режимом для предпринимателей, существующим в той или иной стране.

В сентябре 2001 г. Общественно-Экономический Совет при ЛАГ, которому поручено отслеживать прогресс в области реализации этого Соглашения, собрался в Эр-Рияде, отметил заметный успех на пути создания Большой Зоны и передвинул планку на начало 2005 г. БАЗСТ (GAFTA) должна дать толчок экономикам стран-участниц по нескольким направления:

- создать более объёмный и однородный рынок для привлечения прямых иностранных инвестиций (региональных, европейских и международных);

- нарастить торговый обмен между странами-участниками, и это не смотря на то, что часто выпускаемая ими продукция является конкурентной для друг друга, она в какой-то степени дополняет друг друга. Так Тунис, Марокко и Египет могли бы экспортировать текстиль и сельскохозяйственную продукцию в страны Персидского залива, Алжир и Ливию;

- уменьшить объёмы контрабанды, которая не облагается налогами и наносит ущерб местным производителям;

- усилить общий потенциал на переговорах с такими мощными экономическими блоками, как ЕС, или на международной арене на сессиях ВТО. Шесть арабских стран являются членами ВТО: Марокко, Тунис, Египет, Иордания, Оман и Кувейт;

- упрочить экономическую взаимозависимость арабских стран друг от друга и тем самым обеспечить стабильность и безопасность в регионе.

При организации БАЗСТ необходимо в первую очередь устранить административные и фискальные препятствия, затрудняющие нормальное функционирование ЗСТ, а также создать важнейшие правовые составляющие. Среди них, в частности, сближение таможенных законодательств, установление четкого порядка транзита товаров, правил лицензирования импорта, унификация применения санитарных и ветеринарных мер, проведения экспертизы и радиационного контроля перемещаемых через границы товаров, согласование перечней изъятий из режима свободной торговли в двусторонних отношениях и графиков их постепенной отмены. Должны предусматриваться и серьезные корректировки совместной деятельности партнеров по БАЗСТ в сфере финансов, в частности, планироваться создание действенной платежно-расчетной системы, вытеснение денежных суррогатов из временной торговли, устранение множественных курсов национальных валют по текущим операциям платежного баланса.

Из последних инициатив на пути экономической интеграции арабских стран следует отметить заявление премьер-министра Ливана Рафика Харири, которое он сделал, открывая в Бейруте 10-ую конференцию по арабским инвестициям и рынкам капиталов: «Арабский Общий Рынок создан не был. Европейский Общий рынок стал Союзом».[49] Далее он предложил 20-летнюю программу к 2025 г. добиться того же, чего добилась Европа.

Межарабская торговля не превышает 8% от объёма торговли арабских стран с другими странами, а арабская доля в мировой торговле составляет всего лишь 2,5%. Нужно добиваться, чтобы объём торговли между арабскими странами достиг хотя бы 50% от всего внешнеторгового оборота, что соответствует реалиям Евросоюза. Объём взаимной торговли между азиатскими странами превышает 30% от всемирного.

Дальнейшей интеграции и сближению мешают пограничные спорные вопросы неурегулированные десятилетиями. Пограничные споры есть между Катаром и Бахрейном, Ираком и Кувейтом, Саудовской Аравией и Йеменом, Оманом и ОАЭ и т. д.[50]

Надо отметить большой прогресс, достигнутый в последнее время на пути сближения арабских стран друг с другом. Так Сирия и СССПЗ подписали 14 июня 2004 г. Соглашение о создании Зоны Свободной Торговли. А 8 марта 2004 президент Сирии Башар Эль-Ассад вел переговоры с министром торговли Турции Курсатом Тузменом о создании сирийско-турецкой ЗСТ. Уже в ближайшее время ожидается подписание давно ожидаемого договора о свободной торговле между Советом Сотрудничества стран Персидского залива и Евросоюзом.

Страницы: 1 2 3