Поиск

Краткая характеристика Северо-Западного федерального округа.
Страница 1

Территория — 1678 тыс км2. Население — 14,5 млн чел.

Федеральный центр — Санкт-Петербург.

Территориальный состав: Республики Карелия, Коми; Архангельская, Вологодская, Калининградская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Псковская области; Ненецкий автономный округ; г. Санкт-Петербург- 11 субъектов

Федеральный округ в % от России: территория — 9,8; население — 9,9; валовой региональный продукт — 9,3; продукция промышленности — 11,8; продукция сельского хозяйства — 6,9.

Условия для развития хозяйства. Выгодное экономико-географическое приморское положение. После распада СССР усилилась роль транспортного «окна в Европу». Незамерзающие порты Калининград и Мурманск, соседство с самыми экономически развитыми ЦФО и Приволжским ФО.

Наиболее богатый природными ресурсами округ в европейской части страны: руды черных и цветных металлов, химическое сырье, лесные и водные ресурсы.

Население. Округ слабо заселен. Средняя плотность населения — менее 9 чел. на км2. Почти все население концентрируется на юго-западе округа. Гор. население составляет 82%. Выделяется Санкт-Петербург (на 2000 г. — 4694 тыс. жителей ), численность населения его агломерации — 5 млн чел., на остальной территории федерального округа крупных городов мало, почти все они — центры субъектов Российской Федерации.

Отрасли хозяйственной специализации:

* морское судостроение;

* черная и цветная металлургия;

* химическая и нефтехимическая промышленность;

* отрасли лесного комплекса;

* рыболовство и рыбная промышленность;

* морской транспорт;

* наука и научное обслуживание.

С-З ФО — лидер отечественного морского судостроения. Здесь производятся все типы морских судов для отечественного торгового и Военно-морского флота. Велика и экспортная квота (доля в стоимостном выражении продукции отрасли, идущей на экспорт) отрасли. Самым крупным центром морского судостроения округа и всей России является Санкт-Петербург. Из других крупных центров морского судостроения и судоремонта выделяются: Калининград, Выборг, Северодвинск, Архангельск и Мурманск.

Химическая и нефтехимическая промышленность. Флагманом отрасли является производственное объединение Киришинефтеоргсинтез (Ленинградская область), производящее самую разнообразную продукцию химии органического синтеза. Из добываемых апатито-нефелиновых руд в Мурманской области производят апатитовый концентрат — основное сырье для большинства российских заводов фосфорных удобрений. Фосфорные удобрения из местного сырья производят на предприятии «Фосфорит» в Кингисеппе (Ленинградская область) и в Череповце (Вологодская область). Азотные удобрения выпускает крупное производственное объединение «Азот» в Великом Новгороде. Широкий ассортимент химической продукции производят предприятия Санкт-Петербурга.

Отрасли лесного комплекса. С-З ФО — самый крупный район лесозаготовок в стране: на его долю приходится более четверти общероссийского их объема. Основные районы лесозаготовок концентрируются на европейском севере: Карельская и Коми республики, Архангельская и Вологодская области. Свыше трети отечественной целлюлозы, бумаги и картона производят предприятия Северо-Запада.

Крупнейшие из них: Сегежский и Кондопогжский целлюлозно-бумажные комбинаты (Республика Карелия), Архангельский и Котласский целлюлозно-бумажные комбинаты (Архангельская область) и Сыктывкарский лесопромышленный комплекс (Республика Коми). Крупными производителями бумаги и картона являются Ленинградская и Калининградская области.

Рыболовство и рыбная промышленность. С-З ФО второй, после Дальнего Востока район рыбной промышленности России. Большую часть улова рыбы обеспечивает европейский север. Здесь выделяется Мурманск — основная база Северного рыболовецкого флота. Менее крупный центр рыбной промышленности — Архангельск. В Балтийском бассейне и по улову рыбы и по ее переработке лидирует Калининград.

Морской транспорт. Морские порты Северо-Запада перерабатывают более половины грузов, вывозящихся и ввозящихся морским транспортом. Особенно велика в морском грузообороте России роль портов Балтийского моря. Здесь расположены крупнейший в стране морской торговый порт Санкт-Петербурга, с грузооборотом в 30 млн т, и незамерзающий Калининградский порт. Значительно уступает им порт Выборга, вместе со своим аванпортом в Высоцке. На европейском севере выделяются: Мурманский и Архангельский порты.

В настоящее время значительная часть российских грузов из-за нехватки мощностей отечественных морских портов перерабатывается в странах Балтии и Финляндии. Ежегодно на этом Россия теряет более $1 млрд. В связи с чем важной задачей развития отечественного морского транспорта является: форсирование расширения мощностей российских морских портов на Балтике (Санкт-Петербург, Калининград, Выборг, Высоцк) и строительство новых крупных портов в Усть-Луге и Приморске (Ленинградская область).

Страницы: 1 2