Поиск

Система образования в Иране
Страница 1

Неграмотных граждан старше 6 лет в Иране 20,49 %. Это значит, что не умеют читать и писать 9,9 млн. человек. Число учащихся - 18,9 млн. В системе образования насчитывается 556 тыс. классов, в каждом из них в среднем по 20 человек. Темпы роста грамотности в два раза опережают темпы роста населения.

В стране насчитывается 1300 тыс. студентов, т.е. один из каждых 45 жителей учится в ВУЗе. Ежегодно высшие учебные заведения заканчивают более 161 тыс. студентов. В ИРИ функционируют 440 вузов, в том числе 87 университетов, 23 института, 6 центров высшего образования, 70 очных институтов, 120 университетов "Пейяме нур" ("Вестников света") и 115 исламских университетов.

В период бурного научно-технического развития стран Запада, Амир Кабир в 1848 году основал в Иране первый университет нового типа. Начиная с 1934 года начали функционировать университеты в Тегеране, Мешхеде, Исфагане и Тебризе. А с учреждением министерства наук и высшего образования с 1963 года университеты и высшие учебные центры стали действовать систематично, слаженно и в рамках единой установленной структуры.

После победы Исламской революции 1979 года система высшего образования страны претерпела существенные изменения и преобразования. Для четкого функционирования этой системы и ее соответствия новым революционным требованиям министерство наук и высшего образования было преобразовано в министерство культуры и высшего образования.

Университеты и все другие высшие учебные заведения, а также исследовательские учреждения действуют под контролем и при материальной поддержке Совета попечителей и под руководством министра культуры и высшего образования, а также ректоров вузов и руководителей исследовательских учреждений. Университетские советы занимаются вопросами планирования процесса учебы и исследовательской деятельности.

Вузы в Иране подразделяются на две основные группы: государственные и негосударственные. Процесс высшего образования, его регулирование с учетом специализации управляется и координируется, в основном, двумя самостоятельными министерствами - министерством культуры и высшего образования, а также министерством здравоохранения и медицинского обучения. Студенты государственных, а также часть студентов негосударственных вузов получают доступ к учебе и последующему получению общеобразовательной вузовской степени и степеней эксперта (бакалавра), старшего эксперта (магистра) и доктора путем участия во всеобщем конкурсе, проводимом Организацией образования страны. После прохождения предусмотренной программы они заканчивают вуз по специальностям врача, искусствоведа, ветеринарного врача, по различным отраслям гуманитарных и фундаментальных наук, инженерно-техническим и аграрной отраслей знания. Прием на учебу в докторантурах организуется непосредственно высшими учебными заведениями.

Члены научных советов университетов и других вузов в пределах своей компетенции действуют в официальном и договорном порядке. Их задача, в основном, заключается в осуществлении научных проектов, преподавании, научном и практическом обслуживании учебного процесса, выполнении работ, связанных с научной экспертизой и разработкой рекомендаций, участии в научных семинарах, конференциях и других научных и профессиональных форумах, а также участии в деятельности соответствующих советов по месту своей работы.

В настоящее время в стране действуют 50 университетов, подчиненных министерству культуры и высшего образования, 33 университета, подчиненных министерству здравоохранения и медицинского обучения, и 53 университета и иные высшие учебные центры, находящиеся в компетенции других министерств.

Кроме того, в подчинении министерства культуры и высшего образования находятся 23, а в подчинении министерства здравоохранения и медицинского обучения - шесть исследовательских центров и организаций.

В государственном секторе (наряду с университетами, действующими в областных центрах и крупных городах страны) в целях развития и распространения научных знаний по принципу "обучение на расстоянии" (заочного обучения) в 1988 году создан университет "Паяме нур" ("Вестник света"). Он и служит для осуществления образовательных программ на уровне университетов по принципу заочно-очного обучения, благодаря которому появилась возможность охватить учебой очень широкий круг занятых работой людей (и даже домохозяек), желающих повысить уровень своих знаний. В настоящее время в стране насчитывается 130 отделений и филиалов университета "Паяме нур", в которых обучаются 200 тысяч человек.

Страницы: 1 2