Поиск

Ход административно-территориальной реформы в КНР на провинциальном уровне

Самые ранние попытки административно-территориального деления государства были предприняты ещё во время эпохи Сун, где в 1230 году Северная часть страны была разделена на провинции, также именовавшиеся как Юлу. Во главе этих территориальных единиц стояли чжанли («старшие чиновники»), в обязанности которых входило руководство налоговыми управлениями (кэшуйсо) и по рангу чиновники приравнивались к темникам (командирам 10-тысячних отрядов) в районах с монгольским населением. Также в провинциях, затем получивших название лу, учреждались местные секретариаты – син-чжуншушэн [27].

Продолжением построения административной системы управления, после вступления в 1260 г. на престол, занялся Хубилай. В 1271 г. все владения великого хана были объявлены по китайскому образцу империей, получившей наименование Юань. В основу её административной системы были положены китайские образцы, частично введённые при Угэдэе (третьем сыне Чингисхана). И начиная с эпохи Юань, провинции обрели свой официальный статус как административно-территориальная единица. В то время их насчитывалось десять. Власть императора в каждой провинции представляли правитель – сюньфу и военный наместник – тиду [17].

Современные «провинции» («шэп») как высшие административные единицы в основном сложились в эпоху Мин (XIV–XVII вв.), их история насчитывает, таким образом, более 600 лет. Исторически перепланировкой провинций занимались по преимуществу правящие иноземные династии (Юань и Цинь), а также японцы, захватившие в годы второй мировой войны территорию Маньчжурии. После капитуляции Японии в 1945 г. в Маньчжурии было восстановлено прежнее деление на провинции с доведением их числа до девяти [27].

Перед победой революции в 1949 г. в Китае числилось 35 «высшего ранга» территорий, из них: 18 провинций собственно Китая (ареал проживания представителей ханьской нации), 4 провинции Внутренней Монголии, 9 провинций в составе Маньчжурии, две западных провинции, примыкающих к Тибету (Сикан и Цинхай), северо-западная провинция Синьцзян, а также возвращённый Китаю после многих лет японской оккупации Тайвань [Там же]. Но в результате революции 1949 г. Китай «потерял» островную провинцию Тайвань, которая, однако, не приобрела уровень самостоятельного государства, признаваемого мировым сообществом, а сам Китай до сих пор считает её своей 23 провинцией вопреки утрате в период 1949 г.

В первые годы после революции провинциальный состав Китая испытал довольно серьёзные изменения, во многом вернувшись к состоянию середины 30-х годов (главное отличие – в переходе провинций, населённых неханьскими нациями, на положение автономных районов). Сейчас, спустя полвека после образования КНР каждая из 23-х провинций Китая располагает огромным демографическим и экономическим потенциалом. Провинции КНР имеют свой исторический городской центр, обладают культурной самобытностью и уникальностью, что позволяет говорить о фактическом отсутствии периферийности. Провинции сосредоточены преимущественно в восточной и центральной частях территории страны с концентрацией ханьского населения, которая прежде рассматривалась как Внутренний Китай.

Особенности исторических традиций, производственных навыков и уклада жизни населения, значительные языковые расхождения (в особенности, ярко проявляющиеся в устной речи) при общности иероглифической письменности – все это дает основание рассматривать жителей той или иной китайской провинции как особое этническое образование в пределах ханьской нации-цивилизации. Современные процессы экономической интеграции и миграции, постепенно набирающие темп, способствуют демографическому «перемешиванию» и росту национального самосознания на базе китайской цивилизационной общности.

Таким образом, каждые провинции – это различающиеся между собой этнические образования, имеющие свою определенную специфику и особенности, делающими их не похожими друг на друга. И благодаря проведенной административно-территориальной реформе повысилась значимость национальной идентичности, т.к. каждая из административно-территориальных единиц верхнего уровня имеет свои, присущие только ей исторические черты и богатое культурное наследие.